Мышление социальное

Мышление социальное
Проблема М. с. активно изучается как в отеч., так и в зарубеж. психологии. Мышление обусловлено бытием, что позволяет говорить о различиях в мышлении, соотносимых с разл. содержанием социальной реальности. Поэтому осмысление обществ. жизни выражается в М. с. Посредством М. с. человек познает окружающую действительность, социальные ситуации, систему социальных связей, вырабатывает систему взглядов на действительность, формирует свою мировоззренческую позицию, а так же познает субъекта социального взаимодействия - человека. Существует неск. определений понятия «социальное мышление». Д. Майерс рассматривает социальное мышление как способность оценивать себя и других, способность, обуславливающую социальные установки, объяснения и убеждения. В отеч. психологии термин «М. с.» был предложен К. А. Абульхановой-Славской, к-рая считает, что «М. с. личности зависит от ее социальной жизненной позиции, осуществляется в единстве с ее действиями и поступками, но в целом выражает обобщение найденного личностью способа жизни». Т. о., М. с. - это мышление личности о социальной действительности, к-рая является ее объектом. Предметом М. с. выступают люди, особенности их поведения и взаимоотношений, социальные процессы, в к-рых реализуются обществ. отношения, весь жизненный путь личности. Коммуникативность мышления личности, с т. зр. Абульхановой-Славской, имеет 3 качества или способности. Первое состоит в самой мыслительной адресованности к др. человеку, в оценке его позиции и учете его самого при мыслительном рассмотрении проблемы. Второе состоит в предвосхищении, т. е. в прогнозировании, в ожидании мнения др. человека, его оценок, понимания суждений. И третье качество М. с. состоит в степени развития способности и склонности к диалогу. Разл. аспекты исследования проблематики М. с. представлены в работах А. В. Брушлинского, В. А. Поликарпова, Г. Э. Белицкой, А. Н. Славской, В. Ф. Серенковой, Н. Л. Смирновой и др. Группа исследователей под рук. К. А. Абульхановой-Славской разработали целостную концепцию М. с., функц. структура к-рого включает в себя следующие процедуры. 1. Проблематизация - это творческая способность вычленять проблемы из противоречивой социальной действительности, способность их вербализовать, формулировать и решать. 2. Категоризация - способность определять социальную действительность в системе социально принятых понятий и значений, а также в форме новых обобщений, являющихся продуктом индивидуального сознания. 3. Репрезентация, или социальные представления, - это совокупность функций, к-рая обеспечивает личности степень субъективной определенности восприятия, понимания и воспроизведения социальной действительности и себя в ней. 4. Интерпретация - способность истолковывать, понимать и объяснять процессы, отношения, существующие в социальной действительности, т. е. способность составлять мнение о множестве ситуаций, о поведении др. людей, об их высказываниях. Г. Э. Белицкая исследовала особенности проблемного осмысления личностью социальной действительности. А. Н. Славская изучала интерпретацию как одну из важнейших процедур М. с. Имплицитные представления об интеллекте представлены в исследованиях Н. Л. Смирновой. Репрезентацию как одну из процедур социального мышления исследовали М. И. Воловикова, Е. В. Пащенко, О. П. Николаева и др. Выделяются след. осн. структурные компоненты социального мышления: решение жизненных задач на базе позитивного или негативного альтернативного выбора, диалогическое мышление, прогнозирование жизненного пути, выбор своей позиции в обществе. На М. с. влияют личностные качества, прежде всего ответственность, локус контроля, детерминирующий активность, способность преодолевать трудности, готовность к самост. планированию своей жизни, жизненная удовлетворенность, самоидентификация, профессиональная мотивация, коммуникативные качества. Необходимо отметить, что нек-рые авторы (И. Ф. Баширов, А. И. Савенков) считают М. с. структурным компонентом социального интеллекта, при этом полагают, что оно направлено на определение чувств, настроения, рефлексию поступков др. людей. Т. о., М. с. личности это мышление, направленное на познание как ситуации взаимодействия, так и участников этого взаимодействия, как социальной действительности в целом, так и собственной жизни в частности. М. с. зависит от способа жизни человека, при этом на основе М. с. формируется образ жизни человека, его мировоззрение, но в то же время оно выражает обобщенный образ жизни человека. Лит.: Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы, стратегии исследования // Психол. журн., 1994, Т. 14, № 4; Она же. Представление личности об отношении к ней значимых других // Психол. журн., 2001, № 5; Она же. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 3. Социальные представления и мышление личности. М., 2002; Славская А. Н. Личность как субъект интерпретации. М., 2002. Смирнова Н. Л. Исследование имплицитных концепций интеллекта // Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993. А. К. Белоусова, М. А. Вышквыркина

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. . 2011.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Мышление социальное" в других словарях:

  • Мышление социальное — мышление, ориентированное на познание социальной действительности, то есть людей и социальных групп и ситуаций, взаимоотношений людей. Определяется, как полагают, следующими факторами: (Аронсон, Уилсон, Эйкерт, 2002): 1. в своём социальном… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • мышление —         МЫШЛЕНИЕ процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. М. предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Социальное познание — Роль когнитивиых факторов в нашем общественном поведении. оциальное познание является основным методологическим пододом в социальной исихологии. Психологи изучают, в какой степеи наши мысли зависят от непосредственного общественного конекста и. в …   Большая психологическая энциклопедия

  • Мышление эгоцентрическое — особенности мыслительной деятельности у индивидов с таким качеством личности, как эгоцентризм. Интеллектуальному эгоцентризму свойственна, как известно, познавательная позиция, в которой личная точка зрения рассматривается как наиболее адекватная …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Мышление контролируемое — в социальное психологии мышление преднамеренное, осознанное и требующее усилий. Обычно включается в ситуациях, когда предстоит решать серьёзные задачи и если личная ответственность за ошибки суждения резко повышается …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ — социальная природа человека (он формируется в качестве человека только в обществе, вне которого не возникают такие его способности, как сознание, самосознание, мышление, творчество, целесообразная деятельность). Даже морфологическое строение… …   Тематический философский словарь

  • Общение и мышление — Мышление (М.) у человека в высших своих проявлениях (социальное познание, рефлексия, прогнозирование, словесно логическое и др.) формируется и развивается только в О. Социальными являются и любые формы О. (не только диалог или полилог, что… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Социальное мышление —    связано с прогрессирующим единством общества и личности. Предполагает гармонию общества и личности, общества и природы, диалектика субъективного и объективного, общего, особенного и единичного …   Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • Категория «мышление» в ЮП — Широко распространено и типично определение мышления как процесса опосредованного и обобщенного воспроизведения существенных связей между явлениями. Мышление – специфический для юридико психологической реальности феномен. Интеллектуальная… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Биологическое и социальное в человеке — кратко Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности. Конкретно историческую детерминацию форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Фил я выявляет место человека в мире и его отношение …   Малый тезаурус мировой философии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»